Ганеша (санскр. गणेश; IAST:Gaṇeśa) - один из наиболее известных и почитаемых во всем мире богов индуистского пантеона. Альтернативные варианты произношения имени - Ганеш, Ганеса. Также известен как Ганапати. Часто перед его именем добавляется уважительная приставка Шри-. Одним из популярных способов поклонения Ганеше является произнесение нараспев "тысячи имён Ганеши" (Ganesha Sahasranama), каждое из которых символизирует отдельный аспект бога. Семья
Сын Шивы и Парвати. При этом пуранические мифы противоречат друг другу, описывая рождение Ганеши. В одних случаях говорится, что Ганеша создан Шивой, в других - он создан Парвати, в третьих - совместно Шивой и Парвати. Известны варианты, в которых Ганеша явился миру непостижимым образом и был обнаружен Шивой и Парвати, усыновившими его.
Брат Ганеши - Сканда (Картикея, Муруган). В северной части Индии принято считать, что старший из братьев - Сканда. В южной части первенство рождения приписывают Ганеше. Сканда почитался важным воинственным божеством в период с V века до н. э. по VI век н. э. Массовое поклонение Ганеше началось после заката культа Сканды.
Расходятся мнения мифов и в отношении семейного положения Ганеши. Часть мифов относит Ганешу к брахмачарьям, которые не могли жениться. Это мнение широко распространено на юге Индии и, частично, - в северной её части.
По другой версии Ганеша ассоциируется с такими идеями как Буддхи (интеллект, разум), Сиддхи (успех) и Риддхи (процветание). Иногда эти идеи (концепции) персонифицировались в одноименных божеств, которые признавались жёнами Ганеши.
Ещё один вариант утверждает, что женой Ганеши была богиня культуры и искусств Сарасвати или богиня удачи и процветания Лакшми.
Версия, распространенная в Бенгалии, соединяет Ганешу узами с банановым деревом Кала Бо.
Изображения
Изображается в виде полного человека с головой слона и одним бивнем, восседающего на вахане-крысе. Количество рук разнится от двух до шестнадцати в зависимости от облика.
Вероятное происхождение
Самые ранние упоминания о Ганапати встречаются в двух гимнах Ригведы — 2.23.1 и 10.112.9. Первая сукта состоит из 19 стихов (риков), написанных размером джагати (кроме 15 и 19, которые написаны триштубхом). Сукта воспевает божеств Брахманаспати и Брихаспати, которых обычно расценивают как имена одного божества, но такие авторитетные комментаторы как Яска, Шаунака и Саяна четко проводят различия. В общем, могут быть небольшие сомнения насчет того что наш известный ныне Ганапати вырос из Брихаспати-Брахманаспати этой сукты (Гартсаманда-сукта), но идея несомненно ведическая:
Gananam tva ganapatim havamahe kavim kavInamupamashravastamam .
jyeshtharajam brahmanam brahmanaspata a nah shrnvannutibhih sida sadanam
Мы призываем тебя, о Ганапати ганов (предводитель небесных войск)!
О, Брахманаспати брахманов (предводитель брахманов), Поэт среди поэтов (в высшем смысле — как творец среди творцов)!
В богатствах превышающих все известное, самый сверкающий среди существ!
Прислушайся к нашим молитвам, приди с твоим благословлением и воссядь!
Комментаторы приводят много деталей, конкретизирующих предводителя небесных воинств к известным аспектам — в частности Индре и Агни, которых в Ведах часто почитаемы вместе, а также Рудре (Тайттирия-самхита и Ваджасанея-самхита описывают Ганапати как Рудру). Любопытно, что там же, а также в Шатапатха-брахмане, Агни описывается как податель всего, имеющий большой живот.
Интересно подан Ганапати в в более поздней Атхарваведе. Некоторые божества, которые не расценивались как важные и влиятельные в Ригведе, стали играть гораздо более значимую роль в Атхарваведе. Мать-Земля — Притхви становится одним из центральных аспектов, а Брахманаспати (Брихаспати) появляется здесь как связанный с ней Вачаспати — покровитель священной речи. Он первый рожденный среди богов, с ним связано число 21 (5 махабхутов, 5 танматр, 10 индрий и кармендрий и прана как жизненная сила). Эта группа из 21 называется гана или врата, и Вачаспати именуется Ганапати или Вратапати.
Также он и Махад-якша (великий мистический свет), существующий в центре мира, а все боги как ветви этого центрального древа мира. Также Вачаспати предстает как предводитель якшасов. И якшасы эти совсем не те демоны, которыми из пытается представить позднейшая интерпретация мифологии. Якша это замечательный, исключительный, могущественный и достойный поклонения дух. В его свите также вратьи — колдуны, прорицатели и ведуны, потребляющие психотропные препараты и ведущие образ жизни, расходящийся с принятым по законам. Вся эта замечательная братия впоследствии перекочевала в свиту Ганапати как сына Господа Шивы. И собственно только с Упанишад появляются описания слоноликого облика Ганапати.
Легенды
- Согласно одной из легенд, голову ему отсек отец Шива, когда Ганеша не пускал его в покои матери. Затем, чтобы успокоить супругу, Шива пришил Ганеше голову находившегося поблизости слона. Согласно другой версии, на день рождения Ганеши забыли пригласить бога Шани (олицетворение планеты Сатурн), и тот, явившись без приглашения, в гневе испепелил голову младенца взглядом. Тогда Брахма посоветовал Шиве пришить младенцу голову первого же существа, которое ему встретится. Этим существом оказался слон Индры - Айравата. Согласно устным индийским мифам, Сатурн (Шани) являясь одним из родственников, был приглашен на чествование новорожденного сына Шивы: мать Ганеши, Парвати, непременно хотела показать могущественному родственнику прекрасного младенца. Обладая смертоносным взглядом, который он был не в состоянии контролировать, Сатурн долго отказывался от приглашения, но его всё-же уговорили. Первый же взгляд Сатурна на сына Шивы испепелил ему голову. По другой версии, голова просто отвалилась.
- По поводу потери одного бивня также существуют несколько вариантов легенд. По одной из легенд, Ганеша, сражаясь с великаном Гаджамукхой, сам отломил свой бивень и бросил его в противника. Бивень обладал магической силой, и Гаджамукха превратился в крысу, став затем ездовым животным Ганеши. Другая легенда гласит, что однажды Шиву навестил мудрец Парашурама (аватара Вишну), но Шива в это время спал, и Ганеша отказался его впустить. Тогда Парашурама бросил в Ганешу свой топор и отсек ему правый бивень. Есть также легенда, что, записывая Махабхарату под диктовку Вьясы, Ганеша сломал перо и, стремясь не упустить ни слова, отломил бивень и стал писать им.
- Ганеша также является повелителем ганов (войско-свита Шивы). Существует легенда о том, что Ганеша и Сканда (оба — сыновья Шивы) боролись за этот пост, и в итоге Шива решил, что тот будет повелителем ганов, кто быстрее обежит вокруг Галактики. Сканда сразу сорвался с места и начал свой долгий путь, а Ганеша — не торопясь обошел своих родителей по кругу — ведь именно Шива и Парвати были олицетворением Галактики. И после этого Ганеша получил прозвище «Ганапати» (владыка ганов).
Мантры и стотры, посвященные Ганеше
1) Ом Гам (Маха) Ганапатайе Намаха
Приветствие (Великому) Ганеше, Предводителю ганов!
2) Ганеша Мула мантра
Ом Шрим Хрим Клим Глаум Гам Вараварада Сарва Джанаме Вашаманайа Сваха
Ом Шрим (биджа-мантра Лакшми) Хрим (биджа Дурги) Клим (биджа Кали) Глаум
Гам (две биджы Ганеши), пролей Свою милость, о Господь, и прими мое эго, как дар, Слава Тебе!
3) Ом Гам Ганешайа намах
Приветствие Ганеше
4) Ганеша гаятри:
Ом бхур бхувах сваха Ом.
О, Земля, Воздушное пространство и Небеса!
Татпурушая Видмахе Медитируем на Тот Великий Дух,
Вакратундайа Дхимахи На Обладающего хоботом!
Танно Дантих Прачодайат Пусть Тот Обладатель бивня направит нас к постижению Истины!
5) Призывание Ганеши:
Гаджананам бхутганадисевитам
О, Слоноликий, почитаемый всеми живыми существами
Капиттха джамбху пхалчару бхакшанам
Тот, Кто поедает плоды капиттхи и джамбху
Умасутам Шоквинашкаракам
О, сын Умы, уничтожитель печалей
Намами Вигхнешвар Панпадкаджам
Я склоняюсь пред лотосными стопами Ганеши, Владыки мира!
6) Ом Парвати путайе хара хара хара Махадев гаджананам бхота
Ганадхи севитам капитта джамбопхала сара бхакшитам умасутам
Шока винаша каранам намами вигхнешвара пада панкаджам
Поклонение лотосным стопам слоноглавого сына богини Парвати, всевышнему, всегда сопровождаемому ганами, любителю Капитта и Джамбупхала (сорта яблок), разрушителю всех горестей и страданий.
Вакратунда махакайа котисурьясамапрабха
Нирвигхнам куру мэ дева сарвакарьешу сарвада
О, Обладатель изогнутого хобота и массивного тела, пышность которого равна миллионов солнц, благослови меня на то, что бы я не столкнулся ни с какими препятствиями в моих устремлениях.
7) Ганапати Шодашанама Стотра
Сумукхашайкаданташа Капило Гаджа
Ламбходараша Викато Вигнараджо Винаяка
Приятноликий, Имеющий один бивень, Красно-черный, Слоноухий, С очень большим
животом, Беспощадный с врагами, Уничтожитель препятствий, Глава уничтожителей препятствий.
Дхумакетхурганадхьякша Пхалачандро Гаджанана
Вакратунда Шурпакарно Херамбха Сканда пурваджа
Дымоцветный, Владыка ганы, Носитель полумесяца, Ходяoий как слон, Со сломанным бивнем, Широкоухий, Всегда [находящийся] рядом с Шивой, Брат Сканды
Шодасайтхани намани йа падетх срунуйадхапи
Видхьярамбхе вивахе ча правесе, ниргаме тхада
Санграме сарвакарье ча вигна стхасья на джайатхе
Тот, кто постоянно читает, слушает и помнит эти шестнадцать имен - в начале учебы, в церемонии бракосочетания, в начале и конце путешествия, во время войны или в любом другом деле, не будет иметь перед собой ни каких трудностей и достигнет победы.
8) Ганеша арати
Джей Ганеша джей Ганеша джей Ганеша дева
Мата джаки Парвати Пита Махадева
Слава Ганеше, слава Ганеше, слава богу Ганеше! Твоя мать - Богиня Парвати, а отец - Махадева (Шива)
Экаданта дайаванта чара буджа дхари
мата пхир синдура шобха мусак ке савари
О Сострадательный, у Тебя один бивень и четыре руки, на Твоем лбу - точка синдура, Тебе служит мышь.
Пана чара пула чара аура чара мева
ладбуна ка бхога лагхе санта каре сева
Тебе предлагают листья бетеля, цветы, фрукты, шарики-ладду, пока святые и пророки совершают служение Тебе.
Андхана ко антха ке кодхин ко кайа
банджана ко путра де нирдхата ко майа
Слепым ты даришь зрение, прокаженным - чистые тела, бездетным - потомство, нищим - богатство.
Вигхна харана мангала карана пунах пунах пракаша
Нама ле Ганеша ка сиддха оджат каджа
Уничтожитель преград, даритель блага, Ты приносишь в жизнь свет.
Воспевание имени Ганеши помогает обрести сиддхи и силу.
9) Экадантам шурпакарнам гаджа-вактран-чатур-бхуджам
Созерцаю с благоговением образ Одноклыкого, Большеухого, Слоноликого, Четырехрукого бога,
Пашанкуша-дхаран-девам мокадан-бибхрат-анкураих
держащего в своих превосходных руках петлю, стрекало, сладости модака и стебель тростника для письма,
Ракта-пушпа-майим малам кантхе хасте парам шубхам
носящего на шее гирлянду из красных цветов,
Бхактанам варадам сиддхи-буддхибхйам севитам сада
дарующего желанные дары своим бхактам, постоянно почитаемого богинями Сиддхи и Буддхи,
Сиддхи-Буддхи-прадам нринам дхармартха-кама-мокшадам
дарователя людям совершенств (сиддхи) и разума (буддхи), праведности (дхармы), благополучия (артхи), наслаждения (камы) и освобождения (мокши),
Брахма-Рудра-Хариндрадйаис-самстутам-парамаршибхих
воспеваемого Брахмой, Рудрой, Хари (Вишну), Индрой и прочими богами вместе с высшими риши.
10) Ганапати стхава
Абхипситхартха сидхъяртхам пуджитхо йассурайр апи
Сарва вигхнашидхе тхасмай Ганапатхипадайа нама
Поклонение Тому Владыке Ганов, Уничтожителю всех препятствий, Тому, Которому поклоняются даже девы ради исполнения своих желаний
Гананам адхипашандо гаджавактрастрилочана
Притхо бхавату май нитьям варадатха винаяка
Радуйся ежедневно, о Винайака, Дарующий все блага, Владыка ганов, Свирепый, Слоноликий, Трехглазый
Гаджананам Ганапатхим гунанамалайам парам
Тхамдевам гириджасунум вандехам амарарчидхам
Почитаемый богами, Слоноголовый, Руководящий ганами Шивы, Хранитель благого, Превосходящий все, Сын Дочери Гор (Парвати).